Непридуманная история. Есть ли альтернатива школе?

Наша читательница Анастасия – мама первоклассника. Ребёнок за прошедший учебный год так и не смог адаптироваться в классе, не завёл друзей, с усваиванием материала постоянные проблемы. В общем, переживаний у мамы хватает. Давайте выслушаем её и вместе поищем выход.

«Здравствуйте, уважаемая Наташа. Не знаю, по адресу ли я обратилась, но вы здесь обсуждаете совершенно различные темы. Может быть, что-то подскажете и мне. Мой сын заканчивает первый класс. Мальчик у меня стеснительный, подружиться с кем-то из класса не смог, да и с успеваемостью одни проблемы. Недавно знакомая рассказала, что есть домашняя форма обучения. То есть все материалы дети осваивают дома, а в школу ходят только получать аттестацию за учебный год. Я вроде бы и не против, но не знаю, смогу ли. И ещё боюсь, что совсем отрежу сына от внешнего мира. Так он хоть среди детей в школе. Как поступить? Посоветуйте.
Анастасия»

Здравствуйте, Анастасия. Как мама школьников, я вас очень хорошо понимаю. Спасибо, что обратились с таким насущным вопросом. О домашней форме обучения слышала и жалею, что когда-то не сделала выбор в её пользу. Сейчас мои дети уже взрослые для перемен, но вам бы я посоветовала внимательно изучить этот вопрос.
Когда мои друзья несколько лет назад выбрали для детей домашнее обучение, я мысленно пожелала им удачи. Мне казалось, что это совершенно нереально, поскольку надо быть педагогом по образованию. Да и зачем вообще учить ребёнка дома? Ведь система образования давно отработана в государстве: есть школа, разработанный специалистами план выдачи материала и отлаженный годами процесс преподавания. Но сейчас ловлю себя на совсем других мыслях, потому что увидела результат домашнего обучения. Расскажу на примере одного ребёнка.

Живёт в нашем городе замечательная девочка Полина. На первый взгляд, обычная симпатичная двенадцатилетняя дивногорочка. Занимается музыкой, танцами, любит играть в шахматы, решать головоломки, помогать по хозяйству маме. Сейчас Полина заканчивает шестой класс, но в школу она никогда не ходила. Получает образование дома, как и двое младших братьев.

Такой вид получения образования родители Полины для своих детей выбрали намеренно. В первую очередь, чтобы формировать характер детей в соответствии с моральными и духовными принципами, которых придерживаются сами. В этом с ними спорить сложно. Ведь и светила психологии утверждают: детское сердце – очень благодатная почва. Что в него посеешь, то и пожнёшь. На ребёнка, безусловно, влияет окружение, в котором он проводит большую часть времени. Кстати, по мнению родителей Поли, время, проведённое в школе не всегда плодотворно. И это второй аргумент. Ведь, казалось бы, шесть-семь часов в день за партой должны приносить положительный результат в виде хороших оценок в дневнике. Но большинству школьников часто требуется помощь репетитора, что в принципе даёт почву для размышлений: а чем занимался отпрыск во время уроков? Учитель виноват? Сам ребёнок? Его одноклассники?

Мама Полины, Виктория, делится: «Вопреки сложившемуся мнению, домашнее обучение занимает гораздо меньше времени. Просто надо выстроить схему, в соответствии с которой будут проходить занятия». Здесь назревает немаловажный вопрос: не каждая мама по профессии учитель – как объяснять ребёнку тему, если не разбираешься в этом сама? В таком случае видеоуроки вам в помощь, а ресурсов для этого в интернете предостаточно, считает Виктория. А дети способны прекрасно усваивать такой материал. Особенно, когда ученик в таком «классе» всего один. Полина, кстати, отличница.

Но, чтобы не было сожалений о переходе на домашнее обучение, необходимо придерживаться расписания. В семье нашей юной героини никто до обеда в постели не валяется. В одно и то же время подъём, затем уроки, после ребята занимаются домашними делами. Полина ходит в музыкальную школу, занимается танцами в известном хореографическом ансамбле «Огонёк». И у неё уже много творческих побед. Этот невероятный ребёнок успевает всё и везде. Она и дома незаменимая помощница. С удовольствием возится с младшими братишками и сестрёнками.

Итог всего сказанного – не обязательно жить по шаблону. Я знаю, многие не воспринимают всерьёз домашнюю форму обучения. Она не укладывается в рамки привычного. Мы ведь практически все так росли – учились в школе, получали допобразование, и родители не задумывались о том, чтобы рассмотреть другие варианты нашего обучения.

Да, в домашней школе есть свои нюансы, и немало. Но главное, чтобы было желание самого родителя. У вас, насколько я понимаю, оно есть. Так в добрый путь, Анастасия. Если переживаете по поводу адаптации в социуме, то школа – это не единственное место, где этот самый социум присутствует. Но решение в любом случае за вами.

 

Ваша Наташа